Статьи

Копать вглубь — московскому метро 90!

15 мая 2025

15 мая 2025 года московский метрополитен отмечает 90 лет! Именно в этот день в 1935 году торжественно открылась первая линия, Сокольническая, где запустили регулярное движение подземных поездов.

Сегодня московский метрополитен — один из крупнейших в мире по протяженности сети и количеству станций. А еще он занимает лидирующие позиции по темпам строительства. С 2010 года количество станций выросло более чем в 1,6 раза — со 182 станций метро до 302 станций метро и МЦК. Для пассажиров заработали новые линии: Некрасовская, Солнцевская, МЦК, а также новая Троицкая линия, два участка которой открыты в прошлом году. В метрополитене трудятся более 60 тысяч человек, для многих из которых эта работа стала настоящим призванием.

В этой статье мы отправимся в путешествие по истории московского метрополитена, от его основания до 90-летия, заглянем в те самые старые станции и порассуждаем о том, как они изменялись.

mosmetro.ru
mosmetro.ru

История развития метро Москвы по годам

Идея строительства подземной железной дороги в Москве возникла задолго до 1935 года. С 1875 года ведущие инженеры страны разрабатывали проекты для первого метрополитена, однако реально приступили к его строительству только в 1930-х.

Изначально запуск первой линии был запланирован на конец 1933 года, но к этой дате готовность не превышала 10%. Не удивительно: на первых этапах работ туннели прокладывали с помощью простых инструментов, таких как кирки и лопаты, что требовало колоссальных усилий. Вскоре для облегчения работ начали использовать тоннелепроходческий щит — устройство, напоминающее механического червя, буквально прогрызало грунт, и дела пошли быстрее.

В феврале 1935 года была готова к обкатке первая ветка метро — Сокольническая (красная). Она насчитывала 13 станций и шла от «Сокольников» до «Парка Культуры» с ответвлением на станции «Охотный Ряд» до «Смоленской». С 19 по 24 апреля, то есть до официального открытия, была разрешена перевозка пассажиров по пригласительным билетам. А 22 апреля новый вид транспорта опробовал лично Иосиф Сталин.

В марте 1938 года была открыта Арбатско-Покровская (синяя) линия, а в сентябре того же года — Замоскворецкая (зеленая). Строительные темпы значительно увеличились: за первые десять лет было проложено 24,2 километра линий и построено 22 станции.

Даже во время Великой Отечественной войны метрополитен продолжал выполнять свою роль надежного и стабильного транспортного средства. Он не прекращал свою работу ни на один день, за исключением 16 октября 1941 года, когда подземку чуть было не взорвали из-за паники.

В 1954 году появились первые четыре станции оранжевой, Калужско-Рижской линии метро. Они предназначались для доставки граждан на ВДНХ — от станции «Проспект Мира» (в те времена «Ботанический сад») до, собственно, «ВДНХ».

В 1960–70-х годах метрополитен начал активно расширяться в сторону окраин города. Второй участок оранжевой линии был открыт в 1962-м, и преследовал более прагматичные цели — соединить центр Москвы с новостройками Юго-Запада. Он тянулся от «Октябрьской» до «Новых Черемушек». В 1972 году два кусочка линии соединились после появления центрового участка. Потом она росла в обе стороны, вплоть до открытия в 1990 году станций «Ясенево» и «Битцевский парк».


Декоммунизация метро в 90-е годы: новые имена для старых станций

После распада Советского Союза в Москве начался масштабный процесс десоветизации. Он затронул и Московский метрополитен, станции которого были названы в честь деятелей советской эпохи. Целых десять станций получили новые имена, сменив фамилии вождей революции и основоположников марксизма-ленинизма на исторические названия улиц и площадей, расположившихся над ними.

Так, станция «Ленино» превратилась в «Царицыно», а «Проспект Маркса» — в «Охотный ряд». «Дзержинская» стала «Лубянкой», «Кировская» — «Чистыми прудами», «Площадь Ногина» — «Китай-городом», «Калининская» — «Александровским садом», «Площадь Свердлова» — «Театральной», а «Щербаковская» — «Алексеевской». Под раздачу попал и писатель Максим Горький: станция «Горьковская» стала называться симметрично улице на поверхности — «Тверская». Идеологически окрашенная «Колхозная» превратилась в «Сухаревскую», сохранив в своем дизайне колонны в форме снопов пшеницы, напоминающих о героических колхозниках.

Массовые переименования вызвали серьезную дезориентацию у пассажиров. Люди, десятилетиями привыкшие к определенным названиям, порой не сразу узнавали станции. Ситуацию усугубляло и то, что старые путеводители, карты и схемы метро утратили свою актуальность.

Понимая потенциальные трудности, московский метрополитен провел масштабную информационную кампанию. На входе в метро устанавливали дублирующие таблички, на которых в скобках были указаны прежние наименования, на станциях размещали специальные объявления и схемы с указанием новых и старых названий, в вагонах звучали голосовые объявления, предупреждающие пассажиров о переименовании.


Развитие метрополитена в сложные 90-е

Если в советские годы метрополитен получал щедрые дотации из казны, то в постсоветский период его финансирование сократилось в разы. На фоне гиперинфляции, политической нестабильности и общего снижения темпов развития городского хозяйства, ресурсов стало катастрофически не хватать. Чтобы заработать денег, руководство метро сдавало в аренду коммерсантам вестибюли станций и выходы из них, а стены подземки покрыло рекламными щитами и плакатами.

В декабре 1992 года был введен в эксплуатацию участок Серпуховско-Тимирязевской линии от станции «Отрадное» до станции «Бибирево». Затем в июле 1994 года линия была продлена до станции «Алтуфьево», где соединила с центром огромные спальные районы города. В 1995-м открылась новая, самая короткая линия, состоящая из трех станций — Каховская, и введена в эксплуатацию Люблинская ветка от «Чкаловской» до «Волжской», а годом позднее — до «Марьино».

Во второй половине 1990-х активных работ по расширению метрополитена не велось из-за практически нулевого финансирования новых проектов. Открыли только вторые входы на станциях «Белорусская-кольцевая» и ВДНХ и начали долгоиграющее строительство «Парка Победы». Финансирование метро возобновили лишь к 2000-м.


Старая карта метро Москвы, 1998 год / moscowchronology.ru

Почему стоит купить квартиру рядом с метро?

В мегаполисе вроде Москвы ключевую роль при выборе квартиры играет транспортная доступность. Согласно данным «ЦИАН. Аналитика» и «Дом. РФ», фактор расположения у станции метро влияет не только на комфорт проживания, но и на инвестиционную привлекательность объекта.

Преимущества для жизни:

  • Экономия времени до 60 часов в месяц. Средняя скорость передвижения на метро — около 40 км/ч, против 15–20 км/ч в пробках на автомобиле. Жители районов у метро тратят на дорогу до центра Москвы в среднем на 30–40% меньше времени, чем те, кто живет дальше 2 км от станции. Экономия времени составляет до 2 часов в день — или более 60 часов в месяц.
  • Инфраструктура развивается быстрее. Согласно исследованию URBAN Group, районы, находящиеся в радиусе до 1 км от станции метро, в среднем на 15–20% опережают по уровню развития социальной инфраструктуры аналогичные удаленные районы. Это влияет не только на удобство жизни, но и на стоимость обслуживания семьи.
  • Выше уровень безопасности и комфорта. Районы рядом с метро чаще всего благоустроены и освещены. По данным МВД и портала «Город Москва», в них уровень уличной преступности ниже на 12–18%, чем в спальных районах без транспортной доступности.


Преимущества для инвестиций:

  • Доходность аренды +12–18%. Согласно исследованию BNP Paribas Real Estate, доходность аренды в районах у метро в Москве выше в среднем на 12–18%, особенно в сегменте однокомнатных квартир и студий.
  • Квартиры у метро дешевеют медленнее. В кризисные периоды квартиры рядом с метро снижались в цене в среднем на 5–7%, тогда как рынок в целом падал на 12–15%, по данным «Аналитического центра при Правительстве РФ». Это доказывает, что такие объекты менее подвержены рыночным шокам.
  • Рост цен после запуска новых станций. По аналитике «ИРН. ру» и «Авито Недвижимость», в радиусе 1 км от новых станций метро цены на жилье вырастают на 15–25% в течение 6–12 месяцев после ввода в эксплуатацию. Пример — станция «Нижегородская» (МЦК и БКЛ): за год после открытия квартиры в районе выросли в цене на 21%.
Как ни крути, квартира рядом с метро — идеальный вариант и для жизни, и для инвестиций. Поэтому предлагаем познакомиться с ЖК, которые отличаются выгодным транспортным расположением.


ЖК «Лайм»

ЖК «Лайм» — всего в 5 минутах от метро «Алексеевская»

Готовый ЖК «Лайм» находится в Алексеевском районе Северо-Восточного административного округа. Район сравнительно небольшой, но хорошо развит в плане транспорта. Через него проходит Калужско-Рижская линия метрополитена.

В пешей доступности от комплекса расположены сразу две станции метро Калужско-Рижской «оранжевой» ветки. До «Алексеевской» можно дойти всего за 5 минут, до «ВДНХ» — за 15 минут.

Примерно в 15–20 минутах от ЖК «Лайм» находится станция «Выставочный центр» единственной в Москве линии монорельса (ММТС). Это экспериментальный проект, который запустили в 2004 году.

Ближайшая ж/д платформа — «Маленковская». От нее на электричке можно доехать до Ярославского вокзала. Недалеко от новостройки также расположен Рижский вокзал и станция «легкого метро» МЦД-2 (D2) «Рижская».

ЖК Smart Garden

ЖК Smart Garden — 10 минут пешком до метро «Коммунарка»

Smart Garden — эксклюзивный проект бизнес-лайт класса, расположенный в Новой Москве в поселке Газопровод. Ближайшая станция метро «Коммунарка» (проектное название «Бачуринская») Троицкой линии — всего в 10 минут ходьбы. Станция «Ольховая» находится чуть дальше — в 20 минутах пешком.

Открытие метро «Коммунарка» состоялось сравнительно недавно — в декабре 2024 года. Это стало важным шагом в развитии транспортной инфраструктуры Новой Москвы. Снизилась нагрузка на центральные и южные участки Сокольнической и Калужско-Рижской линий метрополитена.

Квартира рядом с метро — это не просто удобство, это забота о себе и своих близких, инвестиция в качество жизни и уверенность в завтрашнем дне. Такой объект легче сдавать, выгоднее продавать и, что немаловажно, в нем приятно жить. Если вы рассматриваете покупку жилья у метро, загляните в каталог Est-a-Tet — у нас много вариантов

Предыдущая статьяСледующая статья
Больше новостей
Городской форсаж: где выбрать жилье любителям экстрима?
Большинство людей ищут квартиру поближе к метро, с детским садом, школой и парком во дворе. Но если вы — из тех, кто вместо прогулки предпочитает треккинг, вместо фитнеса — скалодром, а выходные проводит на вейке, картинге или батутной арене, — вам точно нужно нечто большое. Жилье должно соответствовать вашему ритму, чтобы заряжать энергией, а не тормозить.
20 июня 2025
Города внутри нас: как архитектура влияет на сознание и поведение человека
Каждое здание — это послание, закодированное в форме, цвете и пропорциях. Одни дома вызывают восхищение и ощущение уюта, другие — раздражение и апатию. Почему так происходит?
11 июня 2025
Все самое безопасное — детям: где отметить 1 июня?
День защиты детей — это не просто повод подарить ребенку шарик и мороженое. Это напоминание об ответственности: за то, в какой среде он растет, как мы говорим с ним, какие смыслы закладываем и какие угрозы способны распознать вовремя
29 мая 2025
Жилые комплексы
Скидки до 32%
1 / 9
м. Коммунарка (ранее Бачуринская), м. Ольховая
город Москва, поселение Сосенское, поселок Газопровод, улица Лесные Поляны 5-я, земельный участок 20А (Корпус 1)
Комнат: Студия / 1 / 2 / 3 / 4
от 5 667 135 ₽
5667135RUB
Скидки до 4 млн руб.
1 / 5
м. Алексеевская
Алексеевский район, ул. Староалексеевская, вл. 5
Комнат: 1 / 2 / 3 / 4 / 5 / 6
от 20 955 537 ₽
20955537RUB