15 мая 2025 года московский метрополитен отмечает 90 лет! Именно в этот день в 1935 году торжественно открылась первая линия, Сокольническая, где запустили регулярное движение подземных поездов.
Сегодня московский метрополитен — один из крупнейших в мире по протяженности сети и количеству станций. А еще он занимает лидирующие позиции по темпам строительства. С 2010 года количество станций выросло более чем в 1,6 раза — со 182 станций метро до 302 станций метро и МЦК. Для пассажиров заработали новые линии: Некрасовская, Солнцевская, МЦК, а также новая Троицкая линия, два участка которой открыты в прошлом году. В метрополитене трудятся более 60 тысяч человек, для многих из которых эта работа стала настоящим призванием.
В этой статье мы отправимся в путешествие по истории московского метрополитена, от его основания до 90-летия, заглянем в те самые старые станции и порассуждаем о том, как они изменялись.
Идея строительства подземной железной дороги в Москве возникла задолго до 1935 года. С 1875 года ведущие инженеры страны разрабатывали проекты для первого метрополитена, однако реально приступили к его строительству только в 1930-х.
Изначально запуск первой линии был запланирован на конец 1933 года, но к этой дате готовность не превышала 10%. Не удивительно: на первых этапах работ туннели прокладывали с помощью простых инструментов, таких как кирки и лопаты, что требовало колоссальных усилий. Вскоре для облегчения работ начали использовать тоннелепроходческий щит — устройство, напоминающее механического червя, буквально прогрызало грунт, и дела пошли быстрее.
В феврале 1935 года была готова к обкатке первая ветка метро — Сокольническая (красная). Она насчитывала 13 станций и шла от «Сокольников» до «Парка Культуры» с ответвлением на станции «Охотный Ряд» до «Смоленской». С 19 по 24 апреля, то есть до официального открытия, была разрешена перевозка пассажиров по пригласительным билетам. А 22 апреля новый вид транспорта опробовал лично Иосиф Сталин.
В марте 1938 года была открыта Арбатско-Покровская (синяя) линия, а в сентябре того же года — Замоскворецкая (зеленая). Строительные темпы значительно увеличились: за первые десять лет было проложено 24,2 километра линий и построено 22 станции.
Даже во время Великой Отечественной войны метрополитен продолжал выполнять свою роль надежного и стабильного транспортного средства. Он не прекращал свою работу ни на один день, за исключением 16 октября 1941 года, когда подземку чуть было не взорвали из-за паники.
В 1954 году появились первые четыре станции оранжевой, Калужско-Рижской линии метро. Они предназначались для доставки граждан на ВДНХ — от станции «Проспект Мира» (в те времена «Ботанический сад») до, собственно, «ВДНХ».
В 1960–70-х годах метрополитен начал активно расширяться в сторону окраин города. Второй участок оранжевой линии был открыт в 1962-м, и преследовал более прагматичные цели — соединить центр Москвы с новостройками Юго-Запада. Он тянулся от «Октябрьской» до «Новых Черемушек». В 1972 году два кусочка линии соединились после появления центрового участка. Потом она росла в обе стороны, вплоть до открытия в 1990 году станций «Ясенево» и «Битцевский парк».
После распада Советского Союза в Москве начался масштабный процесс десоветизации. Он затронул и Московский метрополитен, станции которого были названы в честь деятелей советской эпохи. Целых десять станций получили новые имена, сменив фамилии вождей революции и основоположников марксизма-ленинизма на исторические названия улиц и площадей, расположившихся над ними.
Так, станция «Ленино» превратилась в «Царицыно», а «Проспект Маркса» — в «Охотный ряд». «Дзержинская» стала «Лубянкой», «Кировская» — «Чистыми прудами», «Площадь Ногина» — «Китай-городом», «Калининская» — «Александровским садом», «Площадь Свердлова» — «Театральной», а «Щербаковская» — «Алексеевской». Под раздачу попал и писатель Максим Горький: станция «Горьковская» стала называться симметрично улице на поверхности — «Тверская». Идеологически окрашенная «Колхозная» превратилась в «Сухаревскую», сохранив в своем дизайне колонны в форме снопов пшеницы, напоминающих о героических колхозниках.
Массовые переименования вызвали серьезную дезориентацию у пассажиров. Люди, десятилетиями привыкшие к определенным названиям, порой не сразу узнавали станции. Ситуацию усугубляло и то, что старые путеводители, карты и схемы метро утратили свою актуальность.
Понимая потенциальные трудности, московский метрополитен провел масштабную информационную кампанию. На входе в метро устанавливали дублирующие таблички, на которых в скобках были указаны прежние наименования, на станциях размещали специальные объявления и схемы с указанием новых и старых названий, в вагонах звучали голосовые объявления, предупреждающие пассажиров о переименовании.
Если в советские годы метрополитен получал щедрые дотации из казны, то в постсоветский период его финансирование сократилось в разы. На фоне гиперинфляции, политической нестабильности и общего снижения темпов развития городского хозяйства, ресурсов стало катастрофически не хватать. Чтобы заработать денег, руководство метро сдавало в аренду коммерсантам вестибюли станций и выходы из них, а стены подземки покрыло рекламными щитами и плакатами.
В декабре 1992 года был введен в эксплуатацию участок Серпуховско-Тимирязевской линии от станции «Отрадное» до станции «Бибирево». Затем в июле 1994 года линия была продлена до станции «Алтуфьево», где соединила с центром огромные спальные районы города. В 1995-м открылась новая, самая короткая линия, состоящая из трех станций — Каховская, и введена в эксплуатацию Люблинская ветка от «Чкаловской» до «Волжской», а годом позднее — до «Марьино».
Во второй половине 1990-х активных работ по расширению метрополитена не велось из-за практически нулевого финансирования новых проектов. Открыли только вторые входы на станциях «Белорусская-кольцевая» и ВДНХ и начали долгоиграющее строительство «Парка Победы». Финансирование метро возобновили лишь к 2000-м.
В мегаполисе вроде Москвы ключевую роль при выборе квартиры играет транспортная доступность. Согласно данным «ЦИАН. Аналитика» и «Дом. РФ», фактор расположения у станции метро влияет не только на комфорт проживания, но и на инвестиционную привлекательность объекта.
Преимущества для жизни:
Преимущества для инвестиций:
ЖК «Лайм» — всего в 5 минутах от метро «Алексеевская»
Готовый ЖК «Лайм» находится в Алексеевском районе Северо-Восточного административного округа. Район сравнительно небольшой, но хорошо развит в плане транспорта. Через него проходит Калужско-Рижская линия метрополитена.
В пешей доступности от комплекса расположены сразу две станции метро Калужско-Рижской «оранжевой» ветки. До «Алексеевской» можно дойти всего за 5 минут, до «ВДНХ» — за 15 минут.
Примерно в 15–20 минутах от ЖК «Лайм» находится станция «Выставочный центр» единственной в Москве линии монорельса (ММТС). Это экспериментальный проект, который запустили в 2004 году.
Ближайшая ж/д платформа — «Маленковская». От нее на электричке можно доехать до Ярославского вокзала. Недалеко от новостройки также расположен Рижский вокзал и станция «легкого метро» МЦД-2 (D2) «Рижская».
ЖК Smart Garden — 10 минут пешком до метро «Коммунарка»
Smart Garden — эксклюзивный проект бизнес-лайт класса, расположенный в Новой Москве в поселке Газопровод. Ближайшая станция метро «Коммунарка» (проектное название «Бачуринская») Троицкой линии — всего в 10 минут ходьбы. Станция «Ольховая» находится чуть дальше — в 20 минутах пешком.
Открытие метро «Коммунарка» состоялось сравнительно недавно — в декабре 2024 года. Это стало важным шагом в развитии транспортной инфраструктуры Новой Москвы. Снизилась нагрузка на центральные и южные участки Сокольнической и Калужско-Рижской линий метрополитена.
Квартира рядом с метро — это не просто удобство, это забота о себе и своих близких, инвестиция в качество жизни и уверенность в завтрашнем дне. Такой объект легче сдавать, выгоднее продавать и, что немаловажно, в нем приятно жить. Если вы рассматриваете покупку жилья у метро, загляните в каталог Est-a-Tet — у нас много вариантов