В преддверии самого волшебного времени года мы не просто украшаем дома гирляндами и наряжаем елку, а включаемся в культурный код. Это не только модное словосочетание и тренд, а глубокие традиции, которые на протяжении веков сплачивали семьи. А место, где мы живем, — тот самый фундамент, на котором эти традиции развиваются, становясь частью семейной истории. Приглашаем вас в историческое путешествие, чтобы лучше узнать, как отдыхали наши предки зимой. И где сейчас можно найти традиционные культурные ценности?
Долгое время начало года отмечали весной, связывая его с пробуждением природы. Петр I, прорубив «окно в Европу», указом перенес празднование на 1 января и ввел традицию украшать дома хвойными ветвями. Но народная душа требовала своего: веселья, широкого размаха, движения.
Именно тогда, в XVIII-XIX веках, сформировался тот каркас зимних радостей, который мы узнаем и сегодня: шумные народные гулянья с ледяными горками и быстрыми санками, аромат сдобной выпечки и сладость леденцов-петушков на морозном воздухе. Позже к ним присоединились залитые огнями катки и ручная, а потом и фабричная магия ёлочных игрушек.
Зимние гуляния на Руси никогда не были простым развлечением от скуки. Это был сложный социальный ритуал, тесно связанный с аграрным календарем и жизнью общины. Катаниям с гор и на лошадях, например, приписывалось магическое значение, от них, как верили крестьяне, зависел будущий урожай льна.
Одной из самых зрелищных забав было «Взятие снежного городка» — сражение, которое обычно устраивали в последний день Масленицы. Мужчины сообща строили из снега и льда крепость с настоящими стенами и воротами, которые для прочности поливали водой. Затем участники делились на «осаждающих» (часто верхом на лошадях) и «защитников». Цель была одна — захватить крепость. Эта жесткая, но азартная игра символизировала проводы зимы и победу над холодами.
Еще одним предком современных командных видов спорта было «клюшкование» — прадедушка хоккея. Играли изогнутыми палками и деревянным шаром, стараясь загнать его на территорию противника. Историки отмечают, что в эту игру с большим азартом играл даже сам Петр I.
Катание с гор было не просто скоростным спуском. Это был настоящий смотр невест и женихов. Молодые люди наряжались в лучшие одежды: парни — в начищенные сапоги и праздничные кафтаны, девушки — в расшитые сарафаны и яркие шали. Парень приглашал понравившуюся девушку прокатиться, усаживал ее к себе на колени и демонстрировал умение управлять санками. Удачный и плавный спуск мог стать началом серьезных отношений. Катались не только на санях, но и на чем придется: на рогожах, шкурах животных, перевернутых скамьях и даже на больших деревянных корытах — «корежках».
Катание на тройках было еще более статусным развлечением. Сани богато украшали коврами, расписными дугами, в гривы лошадям вплетали ленты, а сбрую увешивали бубенцами. Такие выезды демонстрировали достаток семьи и удаль молодого хозяина.
Зимний праздничный цикл был насыщенным и длился более месяца. Он начинался с Рождественского сочельника (6 января), когда после появления первой звезды семья садилась за стол с 12 постными блюдами. Затем наступало время Святок — двух недель между Рождеством и Крещением, наполненных магией и весельем. Центральным событием святок были колядки. Молодежь и дети ходили по дворам, распевая особые песни-коляды, прославляющие хозяев и желающие им благополучия. Отказать колядующим в угощении считалось дурной приметой. В некоторых регионах обряды были настолько яркими, что, как, например, «Колядные цари» в Белоруссии, попали в список нематериального наследия ЮНЕСКО.
Не менее важными были святочные гадания — попытки заглянуть в будущее, особенно в вопросах замужества. Завершался цикл Щедрым вечером и Старым Новым годом, когда было принято готовить богатый стол и веселиться, чтобы год был щедрым.
Традиции народных зимних гуляний нашли в Москве свое самое яркое воплощение. Еще Петр I, перенеся празднование Нового года на 1 января, повелевал сопровождать его огненными потехами, пушечными салютами и всеобщим весельем. Позже, в XIX веке, зимняя Москва, по свидетельствам современников, буквально оживала: улицы и площади заполнялись народом, катающимся с ледяных гор, на коньках и в нарядных санях.
Книга Владимира Гиляровского «Москва и москвичи» считается энциклопедией городского быта конца XIX — начала XX века. Сам дух его книги — это дух живого, шумного, гуляющего города. Гиляровский с документальной точностью запечатлел портрет москвича, чей досуг протекал в трактирах, на рынках и в клубах, которые зимой становились центрами притяжения. Эти места заменяли «и биржу для коммерсантов, делавших за чашкой чая тысячные сделки, и столовую для одиноких, и часы отдыха в дружеской беседе».
Зимний досуг стал многогранным, объединяя высокие технологии, стрит-арт и ностальгию.
Когда за окном не просто городской пейзаж, а пространство, наполненное историческим смыслом и готовыми сценариями для счастья, традиции оживают сами собой. Жилье перестает быть просто «квадратными метрами» и становится местом силы семьи.
Представьте, что самые яркие страницы этой зимней сказки пишутся буквально в нескольких шагах от вашего дома. Семейный квартал бизнес-класса КОД Сокольники обладает уникальным преимуществом — выходом к одному из самых атмосферных и исторических парков Москвы.
Парк «Сокольники», история которого как царских охотничьих угодий уходит в глубь веков, превратился в одно из самых любимых мест отдыха москвичей. Здесь заливали катки, строили ледяные горки, а на Масленицу разворачивались ярмарки с самоварами, сбитнем и баранками. Это был настоящий «зимний клуб» под открытым небом для всей семьи, где поддерживались и передавались из поколения в поколение исконные традиции русского веселья. За последние годы парк масштабно преобразился и этой зимой вновь готов радовать горожан!
Жители квартала получат возможность за считанные минуты:
Стать наследниками традиции: кататься на коньках там, где сто лет назад кружились пары.
Создавать семейные традиции: каждый выходной превращать в маленький праздник — с катанием с горок, лепкой снежных крепостей и чаем из термоса на парковой скамье.
Изучать историю вживую: всего в 15 минутах езды находится Музей «Фабрика ёлочных игрушек» на Большой Семеновской. Это путешествие в прошлое, где можно увидеть, как создавались стеклянные сокровища для елок наших бабушек, и самому расписать шар, вложив в него частичку семейного тепла.
Проект, разработанный известным архитектурным бюро «Остоженка», займет территорию 10,6 га и расположится всего в 400 метрах от парка «Сокольники». Концепция «архитектуры вне времени» реализована в лаконичных фасадах и гармоничном силуэте, где здания высотой от 6 до 39 этажей образуют единый ансамбль.
Резидентам будут доступны самые разные общественные пространства: фитнес-студия и коворкинг с выходом во двор-парк, арт-клуб и гостиная для встреч и современный детский клуб, где можно устроить праздник. Здесь легко завести соседей-единомышленников и создать свое культурное сообщество.
Планировки отвечают запросам современного горожанина: от уютных студий до просторных четырехкомнатных квартир. Мастер-спальни с ванными комнатами, вместительные гардеробные, отдельно выделенные постирочные, большие кухни-столовые делают жилое пространство продуманным и ориентированным на семейный формат жизни. Среди редких форматов выделяются просторные пентхаусы на верхних этажах, лоты с каминами и террасами, а также премиальные решения с одной квартирой на этаже.
КОД Сокольники предлагает образ жизни, в котором семейные традиции идеально дополняется энергией мегаполиса и многовековой историей одного из самых зеленых районов столицы.
Завершая наш разговор о зимних традициях, стоит задаться вопросом: почему, несмотря на комфорт и уют собственного дома, нас снова и снова неудержимо тянет в самый центр народного гулянья? Ответ кроется в глубинных механизмах человеческой психики и социальной природы праздника.
С точки зрения психологии, праздничная толпа — это особая форма единения. Катание с общих горок, синхронные движения на катке под музыку, общий смех и аплодисменты — все это создает эффект эмоционального заражения, порождая чувство коллективной эйфории и принадлежности к чему-то большему.
Культурологи и социологи видят в этом еще мощный механизм укрепления общества. Праздник становится живым мостом между поколениями и средой, где формируются и передаются ценности. Традиционные гуляния вроде масленичных забав или рождественских колядок — это не просто развлечение, а акт совместного творчества и укрепления национальной идентичности. И в этом единении — залог не только веселья, но и душевного благополучия.
Обращайтесь в Est-a-Tet, мы с радостью поможем выбрать для вас квартиру мечты!